Результаты научных исследований по тематике "Галактика"

2004:

В ходе многолетней программы спектроскопии на 6-м телескопе в сочетании с эшелле-спектрографами НЭС и PFES получены спектры всех белых гипергигантов Галактики c V<12m, δ>-20o. Увеличение светимости звезды сопровождается снижением асферичности и скорости ветра, вплоть до появления у предельно ярких объектов, наряду с истекающей, стационарной и даже аккрецирующей фракции ветра. Нарастание темпа потери вещества с ростом светимости обеспечивается за счет увеличения его плотности.

На основании анализа полученных на БТА наблюдений и литературных данных обнаружено, что степень аномальности в распределении энергии в непрерывном спектре магнитных химически пекулярных звезд растет с увеличением периода их вращения. Величина магнитного поля слабо уменьшается с ростом периода. Сложную структуру поля имеют быстрые ротаторы. Данные объясняются при помощи реликтовой теории: магнитные поля образовались из межзвездной среды вместе со звездой.

Впервые показано, что пекулярная новая звезда V838 Mon является двойной системой и во вспышке 2002 г. имеет похожий на солнечный химсостав. Вспышка новой сопровождается световым эхом, граница которого распространяется со сверхсветовой скоростью. Объект не относится к классу пост-AGB звезд в стадии гелиевой вспышки, а выделен в новый класс пекулярных новых со спектрами класса К-М во вспышках, которые не проходят небулярную стадию. Известно три таких объекта.
Совместно с ГАИШ МГУ

Из данных инфракрасных наблюдений на БТА с близким к дифракционному угловым разрешением центральной области туманности, окружающей массивную протозвезду IRAS 23151+5912 возрастом около 20 тыс. лет, показано, что дугообразные детали в непосредственной близости от центра источника вызваны воздействием мощного прецессирующего струйного истечения на окружающую среду. Это приводит к образованию конической полости вокруг протозвезды. Болометрическая светимость молодого объекта в 105 раз превышает солнечную, а масса составляет примерно 25 солнечных.
Совместно с Боннским институтом радиоастрономии (Германия) и Гарвард-Смитсонианским центром астрофизики (США)

По наблюдениям окрестностей пульсара PSR B1951+32 в старом остатке сверхновой СТВ 80, проведенным на 6-м телескопе САО РАН с помощью интерферометра Фабри-Перо, в пульсарной туманности обнаружены слабые высокоскоростные (до 400 - 450 км/с) детали линии Hα. Впервые по исследованию кинематики пульсарной туманности и из анализа ее морфологии в линиях Hα, [SII], [OIII] по данным архива космического телескопа им. Хаббла уточнено направление движения пульсара и оценена его возможная пространственная скорость - 500 км/с. В рамках общей схемы СТВ 80, учитывающей последние данные наблюдений в оптическом и радио диапазонах, большая пространственная скорость пульсара не противоречит его положению в плотной оболочке старого остатка вспышки сверхновой.
Совместно с ГАИШ и ИТЭФ